Аденоиды


Исповедь обеспокоенной мамаши.

- Тугоухость, хронический ларингит, - припечатал меня к полу детский лор, - как же вы, мамаша, могли настолько запустить процесс?! Однозначно необходима операция.

В голове проносились картинки из собственного детства. Зеленые халаты, привязанные к креслу руки и ноги, здоровенный дядька, удерживающий мою голову, дикая боль. И потом - ожог в горле, - ни глотать, ни говорить, ни даже плакать. И еще

горькое-горькое: как могла моя мама допустить ТАКОЕ? Что и говорить, удаление аденоидов - мое самое страшное воспоминание. Даже 20-часовые роды не так глубоко отпечатались в сознании.

- Вы что же, не видите - у ребенка типичное аденоидное лицо, - клеймил меня доктор, - отекшее, синяки под глазами, рот все время открыт и переспрашивает по десять раз. Я смотрела на своего шестилетнего сына и не видела ничего, кроме острого желания покинуть кабинет.

- Операцию делать мы не будем, - сказала я и крепко взяла сына за руку.

За две недели я обошла двух гомеопатов, травника, трех детских лоров, перечитала в интернете все, что хоть как-то касалось аденоидов. Способов лечения оказалось столько, что сложно поддавалось подсчету. Альтернативная медицина, как всегда не давала гарантий, притом, что сроки лечения назывались «от года». Официальная же была на редкость единодушна - операция. Как всегда, в дело вмешался случай. Соседка-врач посоветовала новейший метод операции аденоидов, который начали практиковать в одной из детских больниц. Пока сидели в очереди, мимо провезли двоих прооперированных детей. Через полчаса один из мальчиков вышел из палаты и завел с моим сыном разговор о машинах.

Судя по всему, операция в его сознание не отпечаталась.

Аденоиды – уже не страшно.

Этот рассказ могла бы повторить чуть ли не слово в слово не одна мама. Неужели со времен детских лет нынешних молодых родителей ничего не изменилось? Наш корреспондент Ксения Шаповалова встретилась с кандидатом медицинских наук, доцентом, заведующей детским ЛОР-отделением Центральной клинической больницы ФГУ Управления Делами Президента РФ Анной Якушенковой.

- Аденоиды – можно сравнить с аппендиксом. Воспаляется аппендикс - появляется аппендицит. Воспаляются аденоиды - возникает аденоидит. Происходит это достаточно часто, потому что аденоиды - первый орган, контактирующий непосредственно с внешней средой. Они выполняют защитную функцию как органы иммунитета и нужны каждому человеку. Другое дело, когда в результате хронических инфекций аденоиды увеличиваются в размерах и перестают справляться со своей задачей. Более того, они сами становятся очагом инфекции либо механически перекрывают просвет дыхательных путей и слуховых труб. Из-за недостатка кислорода начинается заметное отставание в умственном развитии. Дыхание через рот вызывает деформацию черепа. Вот почему «аденоидное» лицо – это не просто слова, и если запустить ситуацию, то оно может остаться на всю жизнь.

- Как родителю самостоятельно определить, что пора на прием к лору ?

- Посещать отоларинголога , как и стоматолога , нужно 2 раза в год. Ребенок сам не пожалуется до тех пор, пока ему не станет совсем плохо - дети, как известно, боятся врачей. А видимые изменения, такие как гаймориты, отиты, частые простуды и означают, что дело дошло до серьезных осложнений. Не ждите этого. Только квалифицированный специалист может увидеть первые признаки заболевания.

- Много ли таких сознательных родителей?

- К сожалению, единицы. Скажем, объясняешь матери, что закапывать капли нужно 5 раз в день – а не два или три – она закапает в лучшем случае 2 раза, порекомендуешь обрабатывать нос каждый день – это будет проводиться от случая к случаю. Но это цветочки. Помню случай, когда родители привезли ребенка на операцию с купленными справками и анализами крови - хотели ускорить. Заглянул в рот стоматолог, ужаснулся: несколько гнойников, свищей, ребенку, похоже, не чистили зубы неделю. И это была совершенно благополучная семья, судя по стоимости операции. Они приехали из другого города, поэтому мы пошли им на встречу и срочно начали лечить зубы, чтобы предотвратить осложнения. Но у нас закралось подозрение, что и в анализах не все благополучно. И действительно – у ребенка зашкаливал билирубин. Родители признались, что у него наследственная гемолитическая анемия. При таком диагнозе, ребенок мог просто погибнуть от любого оперативного вмешательства. Пришлось направить ребенка в специализированный стационар.

-Как предотвратить развитие осложнений?

Незрелая иммунная система ребенка не справляется с отвратительной экологией. Вот почему так важно поддерживать слизистую оболочку в чистоте. Для этого ежедневно необходимо промывать полость носа такими препаратами как Аква Марис, Физиомер, Салин, физиологический раствор, удалять сухие корочки, тщательно сморкать нос, увлажнять слизистую оболочку особенно во время отопительного сезона. Ну, и банальный, но стопроцентный совет: нужно купать и закаливать ребенка, а занятия спортом научат ребенка правильно дышать через нос.

- И все-таки, какие признаки должны насторожить родителей?

- Если ребенок болеет чаще, чем 4 раза в год, если он страдает затяжными насморками, если имеют место гаймориты или отиты, он храпит ночью или еще хуже у него наблюдаются периодические остановки дыхания во время сна, то все это уже осложнения. Бывает, что единственным проявлением может быть снижение слуха. Ребенок начинает переспрашивать - а многие родители принимают за баловство.

- Что изменилось в методах лечения аденоидов?

Расширилось количество консервативных методов лечения, стали щадящими оперативные методы. И того, как мы называем, «аденогестапо» в современных клиниках уже нет. После 10-летней практики за рубежом, новый способ оперативного лечения, так называемая, эндоскопическая аденотомия, пришел и к нам. Он имеет огромные преимущества перед старым, когда хирург удалял ткани вслепую. Операция выполняется под общей анестезией. С помощью специальной оптики и камеры, которая выводит изображение на монитор, хирург видит ткань, которую удаляет. И потому может удалить всю ткань аденоидов даже в тех случаях, когда они прорастают в полость носа. Общая анестезия позволяет доктору спокойно работать, а ребенку «не присутствовать» на своей операции. Родители часто просят записать ход операции на камеру, и эндоскопическая техника позволяет это сделать.

- Некоторые клиники предлагают лазерное удаление аденоидов.

- Лазер – стало модным словом в последнее время. Однако для нашего случая лазер – довольно опасная вещь. Хирургические лазеры выпаривают ткани. Самый важный параметр любого лазера – это глубина воздействия на ткани, которую, к сожалению, точно определить нельзя. Лазерный луч «не различает» ткань аденоидов и задней стенки глотки и оставляет зону некроза или мертвой ткани, которая через некоторое время отторгается. Именно в момент отторжения может возникнуть неконтролируемое кровотечение. К тому же заживление происходит дольше. По этой причине в мире лазер для удаления аденоидов не используется. Так что не «введитесь» на модное слово.

- Во все ли клиники, в которых проводится эндоскопическая аденотомия можно обращаться? Есть ли подводные камни?

- Качество операции определяют не только эндоскоп как таковой, но и дорогостоящие инструменты, которые использует хирург. Они есть далеко не во всех клиниках. Нередко у детей увеличение аденоидов сочетается с другими заболеваниями ЛОР-органов, таких как выраженное искривление носовой перегородки. В этом случае удаление аденоидов может не решить проблему затрудненного носового дыхания и имеет смысл произвести одномоментное удаление аденоидов с выпрямлением перегородки. Вот такие одномоментные операции проводятся только в единичных клиниках Москвы.

- Были ли случаи повторного разрастания аденоидов после эндоскопической аденотомии?

- Рецидив – это разрастание неудаленных участков аденоидов, что бывает после удаления слепым методом. Нам часто приходилось исправлять подобные ошибки. После эндоскопической аденотомии таких случаев я не помню. Вообще, при традиционном способе бывали даже такие осложнения, как подвывих первого шейного позвонка, воспаление лимфатических узлов, кровотечения. Новый метод – гораздо безопаснее. При старом способе удаления аденоидов требовалась высочайшая квалификация хирурга – попробуйте качественно выполнить операцию вслепую у ребенка, который дергается и кричит. А новый способ не требует такого высокого мастерства. Единственный его недостаток– то, что родителям приходится платить за операцию, так как она не входит в ОМС.

- Родители как огня боятся общего наркоза…

- Сегодня анестезиология достигла больших успехов и это уже совсем не тот наркоз, который давали раньше. Разработаны такие средства, которые позволяют проводить длительные операции даже у новорожденных. При аденотомии длительность наркоза минимальная – 15-20 минут. Ребенок просыпается уже на операционном столе, а через 2-2,5 часа его можно кормить, на следующий день он уходит домой.

- Как организм справляется с потерей аденоидов?

- Кроме аденоидов в глотке много другой лимфоидной ткани, выполняющей защитные функции. Помимо аденоидов, есть еще пять миндалин: по две небных, трубных, одна язычная, а есть еще боковые валики глотки, и просто лимфоидные фолликулы, распределенные по задней стенке глотки.

- Большинство родителей верят, что аденоиды можно вылечить консервативными методами. Наблюдали ли Вы такие случаи?

- Вылечить можно только острые воспаления аденоидов. А при хроническом течении аденоиды увеличиваются в размерах за счет образования дополнительной ткани, а ткань сама по себе рассосаться не может. Дам простой совет: попробуйте полечить ребенка месяц. И если не увидите положительного эффекта, значит, вы столкнулись именно с таким случаем. Значит, единственный выход - операция.  

к.м.н. Клименко К.Э.

статью я написала в 2005 году.



Возврат к списку