В мединституте после курса оториноларингологии, помнится, я твердо решил: «ЛОР-врачом ни за что не буду!» . Помню, как мне стало плохо во время одного из практических занятий. Конечно, в обморок я не упал, но гнетущее впечатление осталось. В то время все хирургические вмешательства проводились исключительно под местным обезболиванием. Пациенту не было больно, но стресс ему был обеспечен. Представьте себе обычного человека, в полном сознании наблюдающего, как во все стороны хлыщет его кровь. Дело в том, что из-за особенностей кровоснабжения ЛОР-органов операции часто сопровождались кровотечением, и со стороны это был похоже на средневековые пытки. И врач и больной - оба были забрызганы кровью… Но о психологическом состоянии пациента тогда думали меньше всего.
Так что ЛОР-врачом я стал совершенно случайно. Пока я мысленно метался между сосудистой микрохирургией и входившей тогда в моду эндоскопией (гастро- и бронхоскопией, мои документы перепутали и отправили на первичную специализацию в оториноларингологическое отделение, а не в хирургию, куда я просился. Но я благодарен судьбе за эту «ошибку»! Ведь современный ЛОР – это одна из наиболее динамично развивающихся и перспективных областей: микро- и эндоскопическая хирургия с самым обширным полем деятельности.
Конечно, с тех пор уровень лор-хирургии кардинально изменился. Все вмешательства выполняются только под общим наркозом. Если анестезиолог грамотно выполняет наркоз, удается добиться минимальной кровоточивости тканей. Соответственно хирургу гораздо комфортнее работается в «сухом поле» и операция выполняется быстро и качественно.
Регулярно бываю на учебе за границей у мировых светил нашей специальности и каждый раз убеждаюсь: наши врачи ни в чем не уступают иностранцам, ни в таланте, ни в смекалке, ни в тяге к знаниям. Мы проигрываем лишь из-за нехватки современного оборудования и отсутствии должной системы ежегодного обучения врачей. И для одного и другого нужны средства и поддержка руководства. Но мне повезло: я работаю в клинике, где есть и то и другое.
Мне хотелось бы обратить внимание еще на один немаловажый фактор успешного лечения - доверие между врачом и пациентом. Пациент вверяет врачу, медицинской сестре самое дорогое – свою жизнь. И мы не можем не осознавать эту величайшую ответственность, которая «давит», заставляет думать, переживать, не спать ночами… «Светя другим сгораю сам» - я в полной мере мы могу отнести эти слова к себе. Надеемся, что и пациент будет отвечать нам своим абсолютным доверием, ведь и врач в такой же мере зависит от своего пациента…
Образование
Постдипломное образование
Дополнительное образование и стажировки
Профессиональный опыт